Крыша школы при соборе Святого Семейства в Барселоне: секреты великого Гауди.

20 Сентября, 2016
Крыша школы при соборе Святого Семейства в Барселоне: секреты великого Гауди.

Имя испанского архитектора Антонио Гауди у большинства людей прочно ассоциируется с Храмом Святого Семейства в Барселоне. Однако мало кому известно, что практически у подножия этого циклопического строения стоит еще один шедевр того же мастера — небольшая приходская школа, над проектом которой Гауди работал в 1909-1910 годах. По первоначальному плану, это должно было быть временное строение, но даже в него архитектор вложил всю мощь своего таланта.

Здание имеет форму вытянутого прямоугольника, вдоль центральной оси которого помещена горизонтальная Н-образная балка. Она опирается на три колонны, находящиеся на равном расстоянии друг от друга. От балки вверх и вниз по всей длине под определенным углом отходят прямые деревянные брусья, расходящиеся веером, как развернутая колода карт. Если один ряд до­стигает низшей точки у северного фасада, то верх­няя точка оказывается на противоположной сто­роне, в результате чего получилась волнообраз­ная крыша с превосходным отводом воды.

Простота этого решения довольно обманчива и скрывает настоящую конструктив­ную головоломку — внешняя оболочка здания представляет собой пространственную композицию из линейчатых поверхностей – коноида и гиперболического параболоида.

Ориентиром для стены являются тросы, закрепленные между двумя направляющими: синусоидальной, проложенной по земле, и прямой – на месте будущей крыши. Эта конструкция представляет собой линейчатую поверхность – коноид, соответственно, и возводимые стены, следуя заданному направлению, обретают волнообразную форму коноида. Причем, по мере увеличения высоты стены амплитуда синусоиды уменьшается, и на уровне крыши стена становится плоской, – таким образом, стены, синусоидальные у основания, подведены под крышу по прямой, образуя в плане прямоугольник; кроме того, стены наклонены в сторону интерьера (что повышает устойчивость конструкции) на величину максимума синусоиды. При этом верхний край стены обрезается также по линии синусоиды, в итоге стена оказывается ограниченной двумя синусоидами, расположенными во взаимно перпендикулярных плоскостях, а верхние синусоиды противоположных стен находятся в противофазе, то есть максимуму синусоиды одной стены соответствует минимум другой.

На несущую балку, перпендикулярно ей, укладываются деревянные стропила, концы которых автоматически располагаются по синусоидам противоположных стен, образуя коноид. На крышу укладывается черепичное покрытие, при этом сама «графика» коноида остается видимой внутри помещения. Конструкция крыши, помимо формальной выразительности, обеспечивает дополнительную функциональность – отвод воды с обеих сторон. Боковые стены образуют отрезки гиперболических параболоидов.

К счастью, в отношении этого здания оказалась верна поговорка о том, что нет ничего более постоянного, чем временное. И хотя существующее сегодня здание не является ориги­нальным (школа дважды сжигалась во время гражданской войны в Испании), оно построено в точном соответствии с проектом Гауди. Сейчас в нем располагается музей, посвященный истории строительства Храма Святого Семейства.